Олег Лоевский о репертуарном театре ("Театрал")

Oct 07, 2013 21:42

Олег Лоевский
«Слоеный пирог» репертуарного театра себя изжил…»
Записала Марина Квасницкая

СТД провел форум-фестиваль «АРТМИГРАЦИЯ», в рамках которого состоялась встреча с театральным критиком, директором и организатором многочисленных форумов, экспертом «Золотой Маски» Олегом Лоевским. Публикуем наиболее острую часто его выступления, касающуюся судьбы репертуарного театра.

Провинция
- Репертуарный театр, особенно в провинции, это клубок проблем. Стандартный зал рассчитан на 750 мест. Причем такая картина наблюдается как в столице, так и в городе с населением 250 тысяч человек. Каждый вечер этот зал надо заполнять публикой. Для Москвы особой проблемы не существует, но в регионах ситуация плачевная.

С одним из губернаторов я вел переговоры - предложил ему построить 4 небольших театральных зала в разных частях города, а огромное здание в центре отдать для других нужд. Но эта разумная идея провалилась. Коллектив продолжает играть спектакли при полупустом зале. А чтобы его заполнить до отказа - надо поставить спектакли с расчетом на низменный вкус.

Аудитория
- Кто сегодня ходит в театр? К сожалению, основной зритель - одинокие девушки, женщины после развода и вдовы. Это особая категория, нуждающаяся в поддержке и утешении. Они хотят счастья, но основной массив пьес не дает им ответа на наболевшие вопросы. Хорошо, если в репертуаре есть качественная мелодрама - например, спектакль по пьесе Надежды Птушкиной. Но в большинстве случаев им приходится довольствоваться кассовой комедией, поставленной на скорую руку. На самом деле, мало кто умеет правильно работать с такой публикой.

Мастерство актера
- Основная беда современного репертуарного театра в том, что он строится по принципу «слоеного пирога»: классика, детектив, комедия, мюзикл, детский спектакль… На большее не хватает ни фантазии, ни финансов. В итоге, замечательный драматург Рей Куни своими кассовыми комедиями спасает русский театр от разорения, поскольку сборы от кассовой комедии не идут ни в какое сравнение со сборами от той же мелодрамы или пьесы Островского.

Каждый театр (репертуарная машина) выпускает по 3-4 спектакля в год. Актеры в такой ситуации теряют форму, становятся ленивы и говорливы, подрабатывают на корпоративах. И мало кто из худруков намерен бороться с этим. Хотя бороться можно, повышая качество даже тех постановок, которые пользуются успехом у публики.

Например, что такое хорошая комедия? Это виртуозное владение актерской техникой, что идет еще от традиций водевиля. Безостановочное движение, легкость, динамика и никакой лишней психологии. По сути, содержание комедии положений - это мастерство актера. Оно сродни сальто в цирке. Только сегодня об этом забывают, и в итоге кассовая комедия часто превращается в нечто третьесортное. Есть ли выход? Да. Театр хотя бы время от времени должен приглашать к себе на постановку сильных режиссеров и не скупиться перед ними, поскольку благодаря этой работе уровень актерского мастерства всегда заметно растет.

Современная драма
- Театрам очень важно найти современную пьесу, хорошо написанную, со своим нервом и стилем. В советское время такими безусловными хитами были пьесы Розова, Арбузова, Рощина. Главное, чтобы они рассказывали о нынешнем дне и были рассчитаны на большую сцену. И если раньше «новая драма» шла в основном в малых залах, то сегодня стали появляться пьесы серьезного уровня для большой сцены. Например, сразу в пяти театрах идет пьеса «Жанна» Ярославы Пулинович. Кстати, весной она будет идти и в Театре наций с Мироновым и Дапкунайте.

К таким востребованным драматургам можно отнести Михаила и Вячеслава Дурненковых. Драматургические конкурсы регулярно поставляют новые имена. Но многие театры, к стыду своему, ориентируются в этом слабо, прикрываясь «великим служением» русской классике.

Кризис театра
- Сегодня часто звучат разговоры о будущем репертуарного театра. Нужно ли его защищать? Безусловно, нужно. Я решительно против развала репертуарного театра, как это произошло в Англии или Италии, где Тэтчер и Берлускони перебили театру хребет. Последствия от их нововведений катастрофические. В Италии, например, исчезает театральная школа. Я знаю, что есть целые труппы итальянских артистов, которые выучили немецкий язык специально для того, чтобы жить и играть в Германии. Сейчас у Григория Козлова и Вениамина Фильштинского в Питере учатся итальянцы, потому что в России, слава богу, школа еще сохранилась.

Закрытие театров в России привело бы к появлению множества безработных асоциальных людей. К сожалению, далеко не все чиновники это понимают и намекают временами на то, что театр хорошо бы закрыть, а на его месте открыть «Камеди клаб» или какой-нибудь КВН: дескать, доход будет выше.

Читки и лаборатории
- Как вырваться из «слоеного пирога»? По большому счету, с ним невозможно бороться. Можно только внутри него повышать качество. Важно развивать альтернативные формы театра. Реализовать идею тотального театра. Надо отбросить все предрассудки, что будто бы театральное искусство - это искусство для высоколобых, что роли надо вынашивать месяцами и т.д. Почему обычно так считают? Потому что принято называть себя наследниками заветов Станиславского.

Сейчас на читках пьес творится настоящее столпотворение - полные залы людей. Любой худрук может прийти на обсуждение - выбрать себе пьесу.
Другой удачной традицией стали творческие лаборатории, которые проводит Театр наций. Схема проста. Выбирается современная пьеса, в течение трех дней делается эскиз будущего спектакля, а затем устраивается просмотр. Актеры играют на живой энергии, в состоянии хорошего стресса. Даже свои излюбленные штампы не успевают достать. Они их потом достают из своей копилки и расставляют для пущего эффекта.

Например, в Париже бывший театр Луи Барро сейчас работает как площадка для продвижения пьес. Читки идут бесконечно. Даже известные актеры приходят сюда за новыми ощущениями, за драйвом. В одной из читок участвовал Депардье - для него это не зазорно.

Современный менеджмент тоже сегодня в дефиците. Парадокс, но сегодня в театре самый активный человек тот, кто тихонечко сидит за компьютером в углу и, кажется, ничего не делает. А на самом деле, он ищет связи, гастроли, гранты и т.д. Мир изменился. И жить вчерашним днем театр (в особенности на периферии) попросту не может.

Борьба за нового зрителя
- Есть разные методы вербовки зрителей. Чтобы зацепить продвинутую молодежь и пригласить ее на спектакль, достаточно запустить правильную информацию в социальных сетях. Хороший результат дают выездные читки, а также спектакли вне сцены: на вокзале, в офисе, в школе, на пристани... Такой тотальный театр, ведь этот вид искусства не обязательно привязан к зданию с колоннами.
Вот вам пример. Дело было на острове под Казанью. Играли спектакль «Черное молоко». Дождь, буря. Актер играет, зрители смотрят - все под дождем, под впечатлением... Прибежали собаки, и актер это обыгрывает. Живой театр, где совершенно другие реакции. Помню, как после спектакля ко мне подошел бывший зэк весь в татуировках и восторженно сказал: «Так это был театр?! Здесь круче, чем на зоне…» Вот это и есть вербовка.

Или другая история. В Екатеринбурге Центр современной драматургии организовал экспериментальную постановку. Действие пьесы Ярославы Пулинович «Как поймать магазинного вора» происходит в супермаркете. Комедийный детектив. Договорились с директором супермаркета о такой необычной акции. Подтянули спонсорские деньги, телевидение... Кассирши с удовольствием играли самих себя. Все получили удовольствие, в итоге.

Похожая схема действовала и при постановке комедийной пьесы про жизнь офисных работников. Хозяин корпорации с удовольствием откликнулся на предложение такого театрального проекта. Это провели по бухгалтерии как корпоратив. Офисные сотрудники вдруг на время стали актерами, что здорово. Это и есть театр.

Или затеяли проект на заброшенном заводе. Решили поставить социальную драму в реальных декорациях. Хорошая идея: ночной спектакль, начало в 9 вечера, такое необычное зрелище - в противовес надоевшим ночным клубам.

Интерактив
- Еще одна важная тенденция - активное вовлечение зрителя в происходящее. Ты становишься зрителем спектакля, его участником и его героем. Причем ты - не безликий персонаж, а твоя история, твои мечты и настроения вписываются в сценарий по ходу действия. Ты в центре внимания. Такие спектакли с успехом идут на Эдинбургском фестивале.

В Эстонии есть система летних театров. Спектакли рассчитаны на летний приток туристов в курортных местечках. В старинном замке расположен музей, рядом в необычном здании, переделанном из конюшни, идет спектакль. И действует единый билет в музей и в театр. Рядом прекрасные рестораны. Получается целый комплекс разнообразных впечатлений и удовольствий. При этом театр оказывается встроенным в туристический бизнес.

Как привлечь в театр молодежь? В Перми Эдуард Бояков организовал из театрального фойе место для досуга молодежи. Там всегда открыто, есть дешевое кафе и вай-фай. Хочешь - сиди в Интернете, хочешь иди на вечерний спектакль. Это совсем другая система взаимодействия со зрителем.

Идею шведского «Суп-театра» применяет в России Коля Коляда. Варится большой котел супа, и каждому зрителю наливают тарелку, и рассказывают историю.
…Все надо придумывать! А не сидеть уныло в «слоеном пироге». К примеру, такой насыщенный опыт есть у Марата Гацалова. Он затевает множество проектов. 750 затеял, 749 отвалились. Одна удача, и это нормально. Театром надо заниматься, иначе еще немного, и он окажется на периферии культуры.

выписки. театр

Previous post Next post
Up